ОФОРТ
Офорт (фр. eau-forte, буквально – «крепкая вода») возник в Европе в начале XVI века. Эта техника, как и резцовая гравюра, является разновидностью техники углубленной печати. Для получения офортного оттиска металлическую доску покрывали слоем лака, по которому художник рисовал иглой, процарапывая лак и обнажая поверхность доски. Затем доска протравливалась кислотой, воздействующей на металл лишь в местах, свободных от лака. Благодаря неравномерной продолжительности травления разных частей композиции достигали различия в глубине и толщине линий и штрихов. Часто использовали травление в несколько приемов, постепенно освобождая от лака те места, в которых необходимо было подчеркнуть сочность штриха и углубить линии. Перед началом печати доску освобождали от лака, протравленный рисунок заполняли краской. Оттиск получали тем же путем, что и в резцовой гравюре. В офорте часто использовали так называемую «затяжку». Для этого художник сознательно оставлял на поверхности доски в разных местах тончайший слой краски. При печати «затяжка» объединяла, иногда усиливала, иногда выделяла или смягчала отдельные детали и части композиций.
Техника офорта отличается сравнительной простотой и большой гибкостью. В начале XVI века для офорта использовали железную доску, однако она быстро покрывалась коррозией, что влияло на качество отпечатков. Дюрер сделал всего шесть офортов, но оставил эту технику, несмотря на то что почувствовал ее особенности и понял сравнительную легкость работы в офорте. Современники Дюрера, работая в офорте, сохраняли приемы резцовой гравюры.
Расцвет техники офорта приходится на XVII век. Величайшим мастером офорта был голландский живописец и график Рембрандт.