СВЯТОЕ СЕМЕЙСТВО С ТРЕМЯ ЗАЙЦАМИ
Около 1496
Сюжет:
Монограмма
386×276 мм
Справочники:
Отпечаток из собрания ГМИИ
Первая половина XVI века
Водяной знак:
неясен, так как лист дублирован на плотную бумагу
Происхождение:
Эрмитаж;
Румянцевский музей c 1862;
в ГМИИ с 1924
Инв. Г-2201
Описание:
На гравюре Альбрехта Дюрера «Святое семейство с тремя зайцами» (ок. 1497/1498) зайцы, резвящиеся у ног Мадонны, призваны символизировать её плодовитость и чудо непорочного зачатия.
Как заяц, который в другом контексте (например, расположенный рядом с богиней чувственной любви Венерой) будет символизировать не непорочность, а похоть, сладострастие, умудрился стать символом непорочного зачатия? В результате наблюдения за живой природой и толкования этих наблюдений.
Крестьяне заметили, что зайчихи, производящие на свет один выводок за другим, способны зачать новый выводок, еще не родив первый. И трактовали вторую беременность как непорочную. Отсюда и знак равенства между зайцами и Девой Марией.
Примечания:
отпечаток четкий, хотя доска потерта; внизу слева имеется трещина до 5 см. Еще нет трещины на левом зайце, которая появляется в отпечатках 1560-х годов, поэтому музейный отпечаток датируется до 1560 года (M. 212, до пункта «е»)